Чайные церемонии, как особенный ритуал приготовления и питья чая, характерны для многих азиатских стран. Однако свое начало традиция проведения чайных церемонии берет в Китае, где с древних времен к чаю относятся с трепетным почтением, как к самому духовному из растений. Для жителей Поднебесной чай — это не просто напиток. Через совместное чаепитие выражается гостеприимство, почтение к старшим по возрасту или положению, закрепляется статус важности семейных отношений, приносятся извинения, выражается благодарность и покорность.
Чайная церемония считается одной из духовных энергетических практик, с помощью которой можно забыть о повседневных заботах и суете и достичь состояния покоя и просветления. Поэтому для нее выбирается специально обустроенное место и создаются определенные условия. Все действия совершаются в предписанной последовательности, а любой предмет утвари имеет свой символический и практический смысл. Немаловажное значение имеет личность мастера церемонии, который должен чутко следить за состоянием гостей. Незаметным образом он направляет беседу в нужном русле, тем самым создавая для гостей необходимую атмосферу созерцательности и душевного равновесия.
Чайная утварь, используемая в церемонии, подбирается в соответствии с видом чая, количеством участников, а также призвана отражать цель проведения церемонии: будь то досуг, достижение желаемого ментального состояния или простое утоление жажды.
Самой известной считается торжественная китайская церемония Гунфу Ча, что можно перевести, как «высшее искусство чаепития». Для этого типа церемонии необходимы глиняный заварочный чайник (желательно из пурпурно-фиолетовой исинской глины), коробочка с герметичной крышкой для хранения сухого чайного листа, чайная доска, кувшинчик «ча-хэ», похожий по форме на наш молочник и чайная пара, состоящая из высокой чашки-столбика «вэнь-ся-бэй» и крошечной, буквально на один глоток, пиалы «ча-бэй».
Как известно вода является едва ли не важнейшей составляющей, которая позволяет чайному листу максимально раскрыть свой аромат и вкус. Поэтому в идеале она должна быть родниковой и из того места, откуда происходит чай. Но в наших городских условиях это условие недостижимо и воду из источника можно заменить мягкой бутилированной. Воду не стоит доводить до бурного кипения, так как при этом ее энергия улетучивается и эффект воздействия чая несколько снизится.
Второй этап китайцы называют знакомство с чаем. Надо насыпать заварку в «чахэ», поднести к лицу и сделать в нее выдох, чтобы немного согреть чай своим дыханием, а затем вдох, чтобы насладиться натуральным ароматом сухих листьев.
Заварочный чайник нужно подогреть, ополоснув его кипятком изнутри и облив по кругу снаружи. Для того чтобы вода не растекалась, вся посуда для церемонии размещается на чайная доске: подносе с бортиками и двойным дном, внутри которого собирается вода после споласкивания посуды, неиспользованные остатки настоя или случайные брызги. Чайник на 1/3 от объема заполняется сухой заваркой. Считается, что при таком соотношений достигается идеальная концентрация чайного настоя.
Первый настой чая не пьют, потому что его цель — ополоснуть листья чая от пылинок и подогреть чайную пару. Таким образом, наполнив чайник кипятком первый раз, его мгновенно выливают, ополаскивая чашечки.
Второй раз чай заваривается не дольше тридцати секунд. После чего высокие чашечки «вэнь-ся-бэй» стоящие кругом наполняют одним непрерывным движением чуть больше, чем наполовину. Гости вдыхают аромат чая. Затем чашка-столбик плотно накрывается чашкой-пиалой «ча-бэй» и вся эта конструкция переворачивается. Пить чай и наслаждаться его вкусом надо уже из «ча-бэй». Если в чайнике остается еще какое-то количество настоя, то его лучше слить.
В зависимости от сорта и качества чая процесс заваривания может повторяться от 5 до 10 раз. А в случае улунских бирюзовых чаёв и до 30 раз. При этом каждый раз время взаимодействия листьев с водой увеличивается на 5-10 секунд, а чай постепенно раскрывает свои сердечные и базовые ноты. Для повседневного чаепития чаще всего используется более простой способ заваривания в «гайвани», чашке, которая устанавливается на блюдце с глубоким дном и накрывается крышкой. Последовательность действий в целом остается такой же, как при проведении Гунфу Ча, а гайвань выполняет функцию заварочного чайника. Вода аккуратно наливается по стенке гайвани до заполнения 2/3 объема. Придерживая крышку закрытой, но слегка сдвинутой в сторону, первый настой тоже сливается, а каждый последующий разливается по чашкам.
Хотя в классической китайской чайной церемонии традиционно используются высококачественные полуферментированные улуны, многие ценители отдают предпочтение более нежным белым и зеленым чаям, которые хорошо себя раскрывают именно при чаепитии из гайвани.
В Эксклюзивной коллекции компании Ahmad Tea можно найти сразу обе основных категории чаев, прекрасно подходящих для проведения чайной церемонии. Белые чай представлены уникальным белым китайским чаем из провинции Фуцзянь «Белый Пион». Сторонники улунов получат удовольствие от чаев «Бриллиантовый Оолонг» и «Молочный Улун». После любой чайной церемонии многие люди чувствуют особую легкость сознания и прилив сил, что можно объяснить как мистическими свойствами чая, так и лечебным воздействием его природных антиоксидантов, очищающих организм от шлаков.