Словом «граффити» обозначают рисунки на стенах и других поверхностях, будь то изображения сцен охоты на стенах древних пещер или надписи, сделанные краской на бетонном заборе. В конце XX века современное городское граффити стало не только привычной составляющей городского пейзажа, но и переродилось из мелкого хулиганства и порчи муниципального имущества в отдельный вид современного искусства под названием стрит-арт. Образцы искусства стрит-арта со временем появились на дорогих художественных аукционах и ландшафтных музеях, стали предметом горячих торгов и споров именитых критиков.

Искусство это запретное — полиция всех городов мира наказывает любителей украшать стены своими творениями, будь то вульгарные надписи или художественные шедевры. Конечно, если поймает. Это накладывает свои особенности и на художников, у которых разработан целый ряд мер, преодолевающих барьеры законности, вынуждая их порой оставаться инкогнито. Настоящей иконой современного стрит-арта является английский андеграундный художник и политический активист под псевдонимом Бэнкси. Никто из широкой публики не знает точно его имени, лица, голоса — даже продавая работы на более чем солидные суммы, художник всегда остается невидимкой.

По слухам, Бэнкси начал свою карьеру в родном Бристоле. Его рисунки можно увидеть на улицах и в пригородах Лондона. Работы Бэнкси тематически разнообразны и, как правило, насыщены особым смыслом. Они полны вызова, британского юмора, иногда политизированы или затрагивают экологическую тематику.

В 2005 году рисунки Бэнкси появились на западном берегу реки Иордан, на самой печально известной из ныне существующих стен — стене Израильского разделительного барьера. Невидимый художник оставил после себя графический шедевр — по обе стороны стены изображен пролом на другую сторону и жизнь там.

Бэнкси известен также как мастер курьезных розыгрышей. Британскому музею понадобилось 8 дней, чтобы среди собрания археологических находок обнаружить работу Бэнкси — искусно стилизованного под петроглиф человечка с тележкой из супермаркета. Надо отдать должное тонкому английскому чувству юмора сотрудников музея — работа так и осталась в музее, словно иллюстрируя собственные слова Бэнкси: «Мои работы достаточно хороши, чтобы там висеть. И я не пойму, почему я должен ждать!».

В то время, как бристольцы полагают, что своими граффити Бэнкси снижает ценность зданий и подает дурной пример, именитые коллекционеры современного искусства и голливудские звезды скупают его работы за кругленькие суммы. Его работы есть в коллекциях у Джуда Лоу, Бреда Питта и Киану Ривза, а Анжелина Джоли потратила на приобретение его работ почти полмиллиона долларов. Работы Бэнкси продает через своего агента, оставаясь инкогнито. Сейчас Бэнкси уже признанная фигура в мире искусства, он был удостоен престижной премии Greatest Britons Award (премии «Величайшие Великобританцы») в номинации «Искусство». Но своего лица Бэнкси так и не открыл.

В 2010 году был снят фильм «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop), производства Великобритании и США. Фильм, которому критики присвоили эпитет «prankumentary» (от prank «шутка» + documentary «документальный»), снят по мотивам жизни уличных художников. Бэнкси стал режиссером и автором сценария фильма, снявшись также в роли самого себя — конечно, с закрытым лицом и искаженным голосом. Фильм появился в российском прокате в 2010 году.

Официальный сайт Бэнкси