Выпускник МФТИ, совладелец компании «СДС-ФУДС» (эксклюзивного дистрибутора чая Ahmad Tea) и генеральный директор «Фабрики Ахмад Ти» в России гордится тем, что ему удалось самому найти техническую недоработку в импортной линии по фасовке чая. Он считает, что в бизнесе всегда есть место инженерному подходу и системному анализу.

Не беру на работу людей, не знающих таблицу умножения. Приходит менеджер, например, наниматься в отдел продаж и претендует на зарплату $5000. Я у него спрашиваю: сколько будет 3% от 800 000? Если он лезет в карман за калькулятором, я говорю: до свидания. Должен же человек иметь знания хотя бы в рамках обычного среднего образования.

Я учился на факультете проблем физики и энергетики, вот там есть трудные задачи. А в бизнесе все проблемы разрешимы. Кризисы в нашем бизнесе случаются постоянно. Например, нужно делать заказы поставщикам на год вперед. И всякие просчеты планирования оборачиваются фантастическими потерями. А ошибка на 5% в месяц — это десятки миллионов долларов лишних инвестиций, и наоборот.

Очень уважаю своих коллег по отрасли, это весьма капиталоемкий бизнес. Оборачиваемость капитала низкая — в отличие, скажем, от розничной торговли. К тому же сейчас любой автомобильный концерн продает больше, нежели вся чайная отрасль в России.

В мире очень мало перфекционистов — гораздо больше людей, которым проще погрязнуть в неперспективных, убыточных проектах. И в этой экзистенциальной яме они очень комфортно себя чувствуют.

Противоречия между интересами компании и акционеров — труднейшая дилемма. Сравнимая с поиском ответа на извечный вопрос о том, что первично — курица или яйцо? Начиная с определенного размера компания перерастает своих основателей и начинает жить по собственным законам, как любой сложный и большой организм.

На этапе развития компании приоритет за маркетингом, в зрелых компаниях преобладают интересы финансистов. Но с чрезмерным влиянием финансового блока нужно бороться.

Самое сложное в любом деле — сформулировать ясные цели: занять такую-то долю рынка, продавать продукт определенного качества. А найти деньги — вопрос второстепенный.

ЖУРНАЛ «СЕКРЕТ ФИРМЫ»
№ 33[265] от 25.08.2008 г.