Невозможно представить себе классическое английское чаепитие без стола, сервированного изящным чайным сервизом. В традиционном английском чайном сервизе кроме чашек с блюдцами есть еще заварочный чайник, сахарница, молочник, поднос для чайных ложечек, кувшин для кипятка, два подноса для выпечки и шкатулка для заварки. Общепризнанным эталоном утонченной эстетики и английского качества считается фарфоровая и фаянсовая посуда фабрики Веджвуд (Wedgwood).

Веджвуд — одним из старейших центров производства керамики, располагается в самом сердце гончарного промысла Британии — графстве Стаффордшир. Сочетание элегантной красоты, высочайшего мастерства с уникальными технологиями и инновациями за 250 лет создали вокруг изделий Веджвуда ауру аристократического величия. Веджвуд — украшение коллекций многих известнейших музеев и частных лиц. В наши дни чайная пара с характерным синим клеймом «W» считается прекрасным подарком даже для самого капризного и требовательного ценителя.

Идея создания одной из самых лучших в мире марок фарфора и фаянса принадлежит потомственному керамисту Джозайе Веджвуду. В детстве он тяжело переболел оспой, потерял ногу и не мог работать за гончарным кругом. Поэтому все упорство и энтузиазм он перенес на изучение трудов по керамике, анализ и классификацию свойств различных глин Англии. За периодом стремительного накопления опыта последовал этап смелых экспериментов, увенчавшихся разработками новых составов глины и глазури для изготовления высококачественной посуды, а также изобретение уникальных технологий закалки и росписи.

В 1759 Джозайя открыл собственную небольшую фабрику. Производство быстро разрасталось, и к 1769 он выстроил небольшой городок для работников мануфактуры, Он дал ему эксцентричное название — Этрурия, в честь древней цивилизации этрусков, прославившейся помимо прочего своей керамикой и живописью. В течение своей жизни Джозайя изобрел и создал в мастерских Веджвуда множество видов керамики, три из которых сегодня считаются апофеозом его мастерства.

В 1765 году Веджвуду изготовил сервиз, который представил королеве Шарлотте. Необычный сливочно-кремовый фаянс, покрытый тончайшей глазурью, привеk королеву Шарлотту в восторг, и она впоследствии неоднократно оказывала монаршее покровительство Веджвуду в его разработках. Сам же материал после этого случая был удостоен звания «королевского». Российская императрица Екатерина II также пожелала заполучить «всю Англию у себя на столе» и заказала в Веджвуде сервиз на 952 предмета из королевского фаянса с изображениями английских видов. Посуда из «королевского» фаянса отличается внутренним теплым сиянием материала и особой строгой элегантностью форм.

Следующей уникальной разработкой Веджвуда стал «черный базальт», керамический материал, изготовленный на основе египетской глины. Этот состав использовался в основном для изготовления декоративный изделий, и в частности ваз, имитирующих древние образцы этрусского периода. Знатные коллекционеры того времени позволял Веджвуду делать слепки с жемчужин их коллекций для их дальнейшего воплощения в керамике.

И, пожалуй, самым потрясающим творением фабрики Веджвуда, которое выводит ее продукцию в ряд произведений мирового искусства, является необыкновенно прочный, но вместе с тем воздушно легкий яшмовый фаянс или «джаспер». Посуда из него чаще всего окрашена в нежные оттенки голубого и зеленого цветов, но также может быть фиалковой, темно-коричневой и черной. Орнаменты выполнены в неоклассическом стиле. Характерным элементом «джаспера» являются тончайшие лепные рельефы по поверхности изделий.

Самого Джозайю Веджвуда называют «отцом гончарного дела в Англии». Недаром на его надгробии выведена емкая и почтительная эпитафия: «Превратил грубое и незначительное производство в элегантное искусство». В наше время, несмотря на высокую стоимость, практически в каждой британской семье есть столовые или чайные предметы от Wedgwood. И это, разумеется, не вопрос хозяйственной необходимости и не прихоть моды. Таким образом, англичане стараются сохранить свои культурные традиции и отдают дань уважения великому мастеру, чьи бессмертные изделия стали частью национальной гордости Великобритании.