В мае, в рамках «Фотобиеннале — 2010», на официальном сайте фестиваля www.photo-biennale.ru развернулся творческий поединок за статус автора «лучшего проекта среди молодых фотографов» — по результатам зрительского голосования победили «Виртуальные знакомства» Натальи Резник и Дениса Давыдова. Авторы проекта стали обладателями премии Ahmad Tea Prize и в октябре отправились в Лондон на одну из крупнейших ярмарок современного искусства — Frieze Art Fair.

Выиграв весной поездку на Frieze Art Fair в Лондон, как лучшие молодые художники Фотобиеннале, мы долго и неуверенно собирались и никак не могли поверить, что мы все-таки едем. Однако, все получилось — и вот мы уже летим через Франкфурт в Лондон на крыльях Люфтганзы!

Мы поселились в комфортабельном отеле в центре Лондона, совсем недалеко от Риджентс-парка (где проходила выставка Фриз). В парке специально построили временный шатер, где разместилось со своими стендами около 200 лучших галерей со всего мира (большинство галерей все же из признанных арт-столиц Нью-Йорка и Лондона). Но были и из Мадрида, Берлина, Москвы (XL и Риджина) и др.

Фриз просто огромен!!! За несколько дней мы так его до конца и не смогли досмотреть, и, кажется, все равно что-то интересное упустили!

В первый день мы бродили по Фризу с 11 утра и до пяти вечера и у нас под конец мозг отказался переваривать увиденное из-за переизбытка впечатлений и просто развилась какая-то культурная интоксикация, но мы мужественно дождались мастер-класса Вольфганга Тильманса в рамках Frieze Talks (хотя, билетов на него не было и организовалась немаленькая очередь из таких же «безбилетных желающих», как мы). На стендах увидели немало творений известных художников и фотографов — тот же Вольфганг Тильманс, Энтони Гормли, Дэмиен Херст, Такаши Мураками, Энди Уорхол, Фрэнсис Бэкон и другие. Из наших — Сергей Братков, Павел Пепперштейн, Семен Файбисович и др.

На книжном развале по специальным ценам мы купили целую охапку фотоальбомов и книг, написанных известными кураторами и критиками о фотографии (часть из них по специальных ярмарочным «распродажным» ценам). Вообще, выбор книг был просто огромен — теория и история искусств и отдельных направлений, фотография, живопись, дизайн, скульптура, альбомы — причем одна книга стоила в два раза меньше, чем обед в ресторане отеля! Если бы не ограничение по весу в аэропорту, боюсь, что чемоданы нам было бы не унести.

Была еще кино- и музыкальная программа Frieze, и что-то вроде параллельной программы в галереях (как выяснилось, все стремятся приурочить какое-то событие или выставку к Фризу, из-за небывалого наплыва целевой аудитории), но у нас не было сил обойти все и мы решили еще съездить в Брайтон на Фотобиеннале и сходить в музей Tate Modern, оставив для Frieze еще два последних дня.

Брайтон — небольшой городок всего в часе езды от Лондона. Добраться можно на комфортабельном поезде всего за 5 фунтов в одну сторону, если купить билеты не на месте (pick-off), а заранее, через Интернет.

Фотобиеннале в Брайтоне оказалась совсем небольшим (по масштабам не чета нашей Московской фотобиеннале), однако весьма любопытным по содержанию. Маленький городок решил организовать большое событие, чтобы привлечь туристов, и пригласил курировать его известнейшего британского фотографа Мартина Парра. Называется фестиваль «Новые документы», расположен он на нескольких площадках в Брайтоне и еще в нескольких близлежащих городках, куда мы уже не успели доехать. Известные фотографы, такие, например, как Алек Сот, Ринко Каваучи, Стивен Гилл работали над одной общей темой — новый взгляд на Брайтон.

Фотографы приехали и прожили в городке каждый не менее недели, чтобы создать каждый свою собственную историю о городе. Например, Алекс Сот привез с собой дочку Кармен, и стрит снимала она сама (в интервью Мартину Пару фотограф рассказывает о том, что люди на улице намного лучше реагируют на снимающего их ребенка, чем взрослого). Снимала Кармен Сот, естественно, на пластиковую полуигрушечную камеру. А результат получился весьма интересным и забавным!

Другой фотограф, Стивен Гилл пошел другим оригинальным путем — фланируя по Брайтону, он находил на улице разный мусор и насекомых — кусочки отклеенной ресницы, муху, муравья, фрагмент засохшего растения и помещал их внутрь своей среднеформатной камеры, да так, чтобы потом это «нечто» очень хорошо было видно на пленке. И снимал уличные пейзажи на эту пленку. Естественно, сами garbage-объекты возникали в композиции в весьма неожиданном месте, придавая снимкам сюрреалистическое звучание.

Также из программы биеннале в Брайтоне очень запомнилась выставка, проходящая в галерее брайтонского университета «A Night in Argentina». Интересные работы, вызывающие в памяти произведения Бернда и Хиллы Бехер, аргентинского автора Esteban Pastorino Diaz, посвященные съемкам фашистской архитектуры, и, конечно, абсолютно потрясающие снимки второго аргентинца Alejandro Chaskielberg из серии The High Tide, где он документирует жизнь людей в поселении недалеко от Буэнос-Айреса. Он снимает их на карданную камеру (кто говорил, что кардан слишком тяжел и не подходит для документалистики?), при свете луны, немного используя вспышку для моделирующего света. В результате нереально красивые и живые работы, прекрасно выстроенные композиции, яркие цвета, но по размытым точечным источникам света в кадре (звезды, свеча) можно догадаться о времени выдержки. Каждый кадр — настоящее произведение искусства!

Кстати, 13 ноября в Брайтоне будет проходить портфолио-ревю — ревьюерами выступят редактора журналов, кураторы, лекторы из Британии и сам Мартин Парр, запись к которому ограничена. Если вы молодой фотограф и находитесь в UK или поблизости — не теряйте возможности туда записаться. И я вам очень завидую, кстати.

А еще мы успели побывать в музее Tate Modern в Лондоне. Там, гуляя по залам, можно изучать историю искусства ХХ века... Видели Джакометти, Боччиони, Дюшана, Уорхола, Пикассо, минималистов... все не то что перечислить, а и посмотреть невозможно. Фотографы очень хорошо систематизированы музейными кураторами— начиная с Августа Зандера, затем Бехеры и уже их ученики — представители немецкой концептуальной школы (Томас Руфф, Томас Штрут...) Очень здорово работает в Tate образовательная составляющая — музей оборудован специальными компьютерами, на экранах которых в игровой форме рассказывается и показывается все, что есть в музее — можно посмотреть мультфильм про поп-арт, поиграть с компьютером в викторину про минимализм, послушать в наушник про сюрреализм и пр. В общем, я бы там жить осталась, конечно! )

Уезжать жалко — еще хотелось и параллельную программу фотобиеннале посмотреть, и по галереям лондонским походить и сходить в музей Виктории и Альберта... За один раз всего не успеешь. Может, в следующий?

Большое спасибо Ahmad Tea и Мультимедиа Арт Музею за море положительных впечатлений, творческих идей и замечательную организацию путешествия!

Текст: Наталья Резник