Британские духи с легкостью можно снабдить всеми эпитетами, присущими самим британцам — с одной стороны, это консервативность и сдержанность, а с другой — ультрасовременность и новаторство, граничащее с авантюрой.

Моду на парфюмерию на Туманном Альбионе привил Генрих VIII, чрезвычайно прогрессивный по тем временам монарх. Генрих эпатировал английский двор и покорял дам, завивая себе волосы, накладывая румяна и пользуясь духами. Очевидно, старания короля не прошли даром, он был женат 6 раз подряд согласно мрачной считалочке «развелся — казнил — умерла — развелся — казнил — пережила». Пришедшая на трон вскоре после Генриха Елизавета I унаследовала от отца особую чувствительность к запахам. Придворные были обязаны наполнять любимыми ароматами королевы все комнаты, куда та могла бы зайти.

В наши времена царственные особы перестали использовать шлейфы в повседневном гардеробе, но парфюмерные «шлейфы» никто не отменял — отношение к ароматам при дворе трепетное. Особой честью для любого парфюмерного дома считается возможность составить аромат и преподнести его королеве, о чем немедленно сообщают на сайтах и в прессе. Зачастую причастность к королевскому двору является частью легенды-мистификации, которой бренды окутывают свою продукцию, но далеко не у всех для этого есть реальные основания.

Официальным поставщиком королевских духов, для которого связь с короной подтверждена исторически, является дом Penhaligon’s (Пенхалигонс). В 1860 году его основал корнуэлец Уильям Пенхалигон, его пригласила в качестве придворного парикмахера и парфюмера сама королева Виктория. Традиционно Penhaligon’s используют только натуральные масла и ароматы — дорого, сложно, не для масс-маркета.

Какие же запахи любят англичане больше всего? Самые традиционные цветочные: герань, клевер, ирис, жасмин, розу, колокольчики, розмарин, можжевельник. Королевой при дворе британских ароматов является лаванда, которую британцы выращивают повсеместно. Лавандовое масло входит буквально во все парфюмерные продукты, включая мыло. Да что там, лаванда есть даже в джеме и в шоколаде!

Английский подход к запахам можно было бы назвать консервативным, если бы не сногсшибательный парфюмерный проект Escentric Molecules. Затеял его берлинский парфюмер Геза Шоен, буквально бросив перчатку классическому подходу к запахам. Прорасти его авантюрные идеи смогли только в Британии в сотрудничестве с английскими креативщиками, и в 2006 году миру предстала первая серия духов Escentric Molecules с неизменным «Made in England» на упаковке.

Состав первой серии духов базируется на синтетических веществах. И если обычно производители духов это тщательно скрывают, то тут все наоборот. Аромат Escentric 01 содержит беспрецедентно большую концентрацию синтетической ароматической молекулы Iso E Super — 65 %, (остальное лайм, розовый перец и ирис), а Molecula 01 не содержит вообще ничего, кроме этого вещества! Тот же подход сохранили и последующие серии Escentric и Molecula, в их основе синтетические вещества амброксан и ветиверил ацетат.

Escentric Molecules не сопровождают никакие «королевские легенды», на упаковках нет фамильных гербов, а вся история бренда лежит в новейшем времени. «Молекула имеет такое же отношение к духам, как стиль баухаус к барроко» — так охарактеризовали свое детище создатели. Эти духи непредсказуемы, раскрываются только на теле, никогда не знаешь, как аромат зазвучит на каждом персонально — эксцентрично, не правда ли?

Роскошь и сдержанность классики и дразнящая чувственность современности — вот тенденции английской парфюмерии, и обе они находят своих поклонников среди британцев. Казалось бы, ценителей Penhaligon’s больше при дворе, а Escentric Molecules носят эпатажные артистические личности вроде Мадонны и Элтона Джона, и это разные миры. На деле, оба парфюмерных бренда все чаще встречаются на одном туалетном столике — объединять традиции и новизну вполне в британском характере.