Что значит быть принцессой? Конечно, это носить пышное платье с длинным шлейфом и корону с бриллиантами на голове! Все девочки играют в принцесс, и только для некоторых сказочное «быть принцессой» выходит далеко за рамки детства, и еще дальше — за рамки игры. Не поспорить, что главное платье в жизни женщины — свадебное. У той принцессы, что рождена стать королевой, бывает не одно, а целых два главных платья — свадебное и коронационное.

Начнем с королевы фей и покровительницы пиратов — Елизаветы I Английской. Говорят, ей коронационная мантия и платье достались от сестры и давней соперницы, первой из коронованных и правящих королев Британии — Кровавой Мэри. В одежде сестры Елизавета изображена на известном портрете — золотая и серебрянная парча, горностай и английская роза Тюдоров в орнаменте. Именно такими мы привыкли видеть королев на иллюстрациях к старинным сказкам.

Со свадебным платьем так и не сложилось — Елизавета предпочла сидеть на троне в романтическом образе королевы девственницы. А заморскими женихами, включая, между прочим, самого Ивана Грозного, нещадно крутила — с пользой для государства. Не без ее стараний в орнаменты коронационных платьев последующих королев попали цветочные символы Ирландии (трилистник) и Шотландии (чертополох), составив компанию английской розе.

Королева Виктория унаследовала трон в 18 лет, еще молодой девушкой. На коронационном портрете — те же горностай, бархат и парча. Само платье юной Виктории — невинного белого цвета, как пристало нежному возрасту. Вскоре молодая своенравная королева сделала то, чего «не может ни один король» — вступила в брак по любви со своим избранником принцем Альбертом. Выбирая свадебный наряд, она решилась на невообразимое — золотая парча, бархат и мантия из горностая были отброшены, и вуаля! — осталось только белое платье с открытыми плечами, узким корсажем и пышной юбкой.

Итак, королевская свадьба 1840 года, так называемая «свадьба в белом», задала моду на значительный промежуток времени. Платья как у Виктории и сейчас надевают невесты со всего мира — красиво, нежно, женственно. Оттуда же пошли флердоранж, кружевная фата, бутоньерки у жениха, платья подружек невесты и свадебный торт.

Следующая из правящих королев, Елизавета II, выходила замуж еще принцессой. Время было тяжелое, послевоенное, и расплачиваться за платье пришлось специальными талонами на одежду, которые выдавали тогда всем гражданам — принцесса не была исключением. Правительство, в виду жесткой экономии, выдало на платье всего 200 дополнительных талонов. И тогда со всех концов страны принцессе стали присылать свои талоны тысячи людей — всем хотелось справить любимице лучшее платье на свете! К сожалению, Елизавета эти подарки вернула отправителям, так как использование чужих талонов считалось противозаконным.

Проблемой не меньше финансовой стала сама ткань платья. Взять на атласные нити «враждебных шелковых червей» из Италии и Японии, как их тогда называли злые языки, не представлялось возможным. В итоге шелк был закуплен в Китае, и совершенно зря. Спустя 30 лет после того, как платье стало достоянием экспозиции, куратор Лондонского Музея стал сетовать, что «выбор шелка не был хорош» — ткань стала вытягиваться под тяжестью вышивки.

В отличие от свадебного, коронационное платье Елизаветы II расшивали вручную целых 6 месяцев. Поскольку Елизавета заняла трон уже солидной замужней дамой, то поступила иначе, чем Виктория. Во-первых, платье сделали воистину роскошным, на него ушло более 10 тысяч жемчужин. Во-вторых, орнамент платья еще усложнили, внеся в него цветочные символы не только самой Британии, но и доминионов — Канады, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Южной Африки. И, в-третьих, к белому цвету был добавлен нежно-розовый цвет английской розы, бледно-зеленый цвет валлийского порея, лиловый шотландского чертополоха и желтый австралийской мимозы.

Не обошлось без сюрпризов. Выяснилось, что королевский дизайнер Норманн Хартнелл тайно добавил на платье еще один цветок — четырехлистный клевер на удачу! Примета сработала, Елизавете II посчастливилось править дольше любого из британских монархов.

В королевской семейной истории есть еще два знаковых платья — это свадебное платье леди Ди и платье Кейт Миддлтон. Первое — пышное, ошеломительное, с длиннющим 8-ми метровым шлейфом, самым большим за всю историю королевских свадеб, — не принесло счастья своей владелице. Второе — сдержанное, элегантное, и несмотря на внушительную стоимость, выглядит почти скромным и совсем «не королевским». Зато теперь каждая третья невеста выбирает платье такого же фасона. Не известно, будет ли у Кейт платье коронационное, ну и ладно! Иногда для настоящей принцессы достаточно только одного «главного» платья, ведь она тоже женщина. Почти обыкновенная!