Аристократической красоты дворцово-парковый комплекс Александрия, входящий в ансамбль Петергофа, расположился на берегу Финского залива восточнее Нижнего парка. Свое имя парк получил в честь императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I. Государь подарил своей супруге приобретенные им в 1825 году земли, впоследствии названные «Собственная Ее Величества дача Александрия». Вплоть до 1917 года усадьба была одной из резиденций российских монархов, успев сыграть несколько важных ролей в истории империи.

Прежде чем стать собственностью Николая I, территория сменила нескольких владельцев. В начале XVIII века Петр I даровал участки четырем персонам, в числе которых был Яков Брюс.

В 1725-1726 гг. единственным хозяином стал фаворит Петра Великого князь Александр Данилович Меншиков. Он затеял возведение роскошного дворца «Монкураж» (от французского mon courage — «моя отвага»), длиною почти в 100 метров, с оранжереями, каскадами и фонтанами. Но его монументальным планам не было суждено сбыться: строительство прервалось, когда Меньшиков попал в опалу с конфискацией имущества , а новые собственники — князья Долгорукие — не были заинтересованы в проекте Меншикова, потому со временем зачатки дворца обратились в руины. В 1733 году земли переходят во владение императрицы Анны Иоанновны, где она, славившаяся своей любовью к развлечениям, устраивает Охотничий парк («Ягд-Гартен») и завозит множество животных: зайцев, кабанов, оленей, буйволов и даже тигров. В верхней части парка были построены загоны для зверей и егерская слобода, в нижней — деревянный павильон «Темпель», из которого Анна Иоанновна стреляла. В 70-х годах XVIII века летняя императорская резиденция переносится в Царское село, и вскоре «Ягд-Гартен» приходит в упадок. Новой жизнью эти места наполнятся лишь спустя полвека, уже при Александре Федоровне, и это будет начало лучшей эпохи.

Трио главных архитектурных сооружений Александрии составляют дворец «Коттедж», Фермерский дворец и Готическая капелла. Все эти строения отличаются поразительной деликатностью и утонченностью. Вместе с раскинувшимся вокруг изумительным пейзажным, или английским, парком они образуют невероятной красоты усадьбу, очень романтичную, которая, словно не заметив, что прошел почти век без империи, по-прежнему хранит царственный, величественный дух.

Сердцем комплекса является дворец «Коттедж», построенный по проекту архитектора шотландского происхождения Адама Менеласа (Adam Menelaws) в 1826-1829 гг. «Коттедж», благодаря своей готической архитектурной природе, выглядит воздушным и как будто кукольным. Солнечным морозным днем он смотрится как живая иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро»:

Вся комната янтарным блеском

Озарена.

Веселым треском

Трещит затопленная печь...

...а на завтрак пекут кружевные блины, и после ждет беззаботный, наполненный негой день.

Дворец «Коттедж» представляет собой достаточно компактное здание в два этажа c мансардой, декорированное остроугольными фронтонами, стрельчатыми аркадами, эркерами и другими элементами, присущими английской готике. Готические мотивы просматриваются также в мебели, каминах, люстрах, канделябрах, в коврах ручной работы. Ажурные чугунные аркады с цветочным мотивом, резные оконные и дверные откосы, лепку потолков в виде готических решеток, роспись стен и потолков многих комнат хочется разглядывать снова и снова, настолько виртуозно они выполнены. В строительстве и отделке дворца были заняты многие талантливые мастера, как российские, так и зарубежные, потому «Коттедж» получился таким уникальным и удивительным. Свою толику в создание дворца вложил знаменитый русский поэт Василий Жуковский. Он придумал герб Александрии, который красуется на фасадах «Коттеджа»: щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский символ придает дворцу еще большее очарование. В 1842-1843 гг. дворец был расширен пристройкой Столовой с Мраморной террасой. Над проектом работал другой архитектор, Андрей Штакеншнейдер, Адама Менеласа к тому моменту уже не было в живых. После Октябрьской революции «Коттедж» стал историко-художественным музеем, славившимся коллекцией русского и западноевропейского искусства второй четверти XIX века. Особую ценность представляет собрание живописи и скульптуры выдающихся отечественных мастеров, таких как И.К. Айвазовский, О.А. Кипренский, С.Ф.Щедрин, И.П.Витали. Во время Великой Отечественной войны бóльшую часть экспонатов, к счастью, удалось эвакуировать, да и само здание дворца практически не пострадало, хотя и потребовало поствоенной реставрации. К западу от «Коттеджа» расположен другой александрийский дворец — Фермерский. Изначально Менеласом он задумывался как павильон при молочной ферме и представлял собой одноэтажный скромный домик пасторального типа. По старой доброй императорской традиции, материализующей любовь ко всему английскому, из Великобритании для фермы были выписаны породистые коровы и пастух-англичанин. Спустя несколько лет снова по проекту Андрея Штакеншнейдера павильон вытянулся двухэтажной пристройкой с жилыми покоями и мансардой для будущего наследника, Великого Князя Александра Николаевича, готовившего к свадьбе, и превратился в загородный дворец в стиле неоготики. Его помещения были роскошно декорированы и меблированы, в том числе мебелью известного мастера Генриха Гамбса, стены украшала коллекция живописи и гравюр. В Фермерском дворце появился первый в России лифт, правда, поднимался он вручную. Вокруг дворца был разбит садик с фонтаном, в бассейне которого установили бронзовую статую «Ночь». Поблизости для игры детей построили крестьянскую избушку, фермочку с собственным огородом, маленькую пожарную каланчу, водяную мельницу и крепость с земляным валом. Фермерский дворец очень полюбился Александру Николаевичу, и впоследствии многие важные решения принимались в его стенах. Так, например, в конце 50-х годов XIX века здесь проходили совещания по подготовке крестьянской реформы. Революция 1917 года уготовила уютному Фермерскому дворцу непростую судьбу. Сначала здесь размещался историко-бытовой музей, с 1926 года — база отдыха НКВД, в годы войны дворец превратился в штаб немецкой армии, в 50-х годах — в общежитие Петродворцового часового завода, а с 1975 года здание пустовало и ветшало. В 2003-2005 гг. строение отреставрировали, но в 2006 году случился пожар, и реставрацию пришлось проводить заново. Только в 2010 году обновленный и ухоженный Фермерский дворец отрыл свои двери для посетителей.

Третья значимая постройка Александрии, дошедшая до наших дней, — Готическая капелла, любимая домовая церковь Николая I. Место для возведения капеллы выбрал сам государь, и в 1830 году за проект принялся Адам Менелас, позже его дело продолжил Иосиф Шарлемань. 3 июля 1834 года церковь была освящена во имя Александра Невского. Богослужения в капелле проводились лишь в летнее время, когда в усадьбе проживала царская семья. С точки зрения архитектуры Готическая капелла представляет собой квадратное в плане здание с идентичными фасадами, стрельчатыми порталами, окнами-розами, украшенными витражами. Шпили восьми башен венчают вызолоченные православные кресты, на фасадах расположились сорок три фигуры святых из выколотной меди, а восточный фасад имеет алтарный выступ. Церковь закрыли в 1918 году, позднее предпринимались попытки преобразовать ее в музей. Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб храму, и дважды, в 1970-1999 и 2003-2006 гг., в нем велись реставрационные работы. Капелла была вновь освящена 4 июня 2006 года.

Некогда Александрия включала в себя еще одно важное сооружение — Нижнюю дачу Николая II. Она была выстроена в северо-восточном углу парка, на берегу Финского залива по проекту архитектора Антония Томишко. Полностью дача, четырехэтажная, «итальянской архитектуры», была завершена к концу XIX века. Она знаменательна тем, что здесь 20 июля 1914 года император подписал манифест о вступлении России в Первую мировую войну. К сожалению, пережить другую войну, 1941-1945 гг., даче не удалось. Фатальные повреждения вынудили взорвать ее остатки, представляющие опасность, в 1961 году, и на данный момент на том месте виднеются лишь печальные руины.

На территории Александрии есть и пара других сооружений, достойных внимания. Это Императорский телеграф, в свое время выполнявший очень важную функцию, переброшенный через глубокий овраг Руинный мост, который нужно перейти, чтобы добраться от «Коттеджа» к Фермерскому дворцу, и причудливый готический колодец, невысокий и потому идеальный для пристального исследования его ажурных декоративных элементов.

Сейчас в планах дирекции музея-заповедника «Петергоф» превратить Александрию в детский исторический парк с аттракционами второй половины XIX века, обустроить площадки для лаун-тенниса и велосипедные дорожки, по которым можно будет покататься на музейных велосипедах. Пока эти планы ждут реализации, прогуляйтесь по спокойным тропинкам необыкновенно красивой и атмосферной Александрии, не откладывая визита. Тем более скоро расцветет весна, а это вдвойне романтично.