Архитектура особняка чаеторговца Стахеева, что расположен на Новой Басманной улице, дом 14, с точностью передает дух застройки Москвы конца XIX века — это типичная эклектика, сочетающая в себе мавританский, готический, барочный стили. Богатые интерьеры и внутренняя отделка помещений являются ценнейшим памятником прикладного искусства.

Пройдите сквозь анфиладу залов до столовой. Это место, как ни одно другое, погружает в чопорную атмосферу староанглийского обеда. Зал выполнен в духе неоготики — резной камин, витражи, массивные стулья с высокими деревянными спинками, резные колонны и фигурки животных, тяжелая люстра.

Богатый чаеторговец, золотопромышленник и нефтяник Николай Дмитриевич Стахеев в 1890-х годах купил на этом месте участок земли, на котором ранее находился дом, где проживал П. Я. Чаадаев. Сюда захаживали Пушкин, Гоголь, Герцен и Тургенев, но позднее старые здания были снесены, а земля распродана. Вот на таком историческом месте в 1898-1899 годах архитектором Бугровским и был выстроен новый особняк, точнее дворец. В отделке принял участие скульптор Гладков.

Касаемо самого Стахеева, выстроить-то он выстроил, да сам стал все чаще отлучаться в Европу, где увлекался игрой, да по-крупному. «Русским вообще ужасно хочется показать.., что у них необъятно много денег» — писал про таких господ Ф. М. Достоевский. Предусмотрительная супруга Стахеева переписала дом на себя, но стала его собственницей ненадолго — после революции особняк был национализирован и передан железнодорожникам.

Интересный факт, что позже Стахеев вернулся в Москву, чтоб забрать из тайника дома спрятанные там ценности, но был перехвачен дружинниками и доставлен самому Дзержинскому. Стахеев якобы предложил сделку — в обмен на сведения о ценностях, он хотел получить пожизненную пенсию и выезд заграницу. Условия были приняты, и господин Стахеев получал пенсию до конца дней, а на найденные сокровища был построен Дом Культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Говорят, именно Н. Д. Стахеев стал прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова из «Двенадцати стульев» — романа, написанного журналистами железнодорожной газеты «Гудок» И. Ильфом и Е. Петровым.

В советские времена особняк переходил от одного подразделения к другому внутри железнодорожного и транспортного ведомств, пока в 1940 году его не передали клубу детей железнодорожников. В клубе было огромное количество творческих кружков и секций, из него вышли Олег Даль, Олег Басилашвили, Валентина Толкунова. В этих стенах снята знаменитая телеэпопея «Семнадцать мгновений весны».

Сейчас в доме 14 по Новой Басманной по-прежнему расположен ЦДДЖ (Центральный дом детей железнодорожника), но учебные классы перенесены в подвальные помещения, а залы с богатыми, прекрасно сохранившимися интерьерами сдаются под светские вечеринки и модные показы. Тем, кто желает устроить званый обед в староанглийском стиле, как нельзя более подойдет готическая столовая особняка — погружение в атмосферу времени будет полным. В любом случае, несомненные достоинства этого места заслуживают внимания как придирчивого историка, так и ценителя архитектуры.